Возникновение и развитие игры ГАНДБОЛ
Возникновение игры в гандбол имеет богатое историческое прошлое. Еще в древности существовали игры с мячом, в которых присутствовали элементы современного гандбола. В 1892 г. в Чехословакии была изобретена игра с мячом, которую назвали «Чеш-ска хазена». В 1898 г. преподаватель женской гимназии датского города Ордруп Хольгер Нильсен на своих уроках ввел игру под названием «Хаандбольд», в которой на небольшом поле соревновались команды из 7 человек, передавая мяч друг другу и стремясь забросить его в ворота.
Когда Нильсен из двух игр - футбола и баскетбола - составил новую игру для женщин, никто не предполагал, что эта игра найдет такое распространение в мире.
Создание игры с составом команды из 11 человек относится к 1917-1919 гг. Обе разновидности игры долгое время существовали вместе.
В 1926 г. на конференции в Гааге при Международной любительской атлетической федерации спорта была организована специальная комиссия, в задачи которой входило содействие развитию игры. С тех пор гандбол был признан равноправным среди других видов спорта.
Современное представление об игре ГАНДБОЛ
Гандбол - игра коллективная. Она проводится на площадке размером 40 х 20 м, ворота 2 х 3 м, между командами по 7 человек в течение 1 ч (2 тайма по 30 мин) с перерывом 10 мин. Цель игры -забросить максимальное количество мячей в ворота соперника.
В соревновательной борьбе происходит постоянное чередование нападающих и защитных действий у одной команды. Если одна команда нападает, то другая применяет защитные действия, и наоборот. Системы игры в нападении и защите определяют выбор групповых и индивидуальных действий игроков. Соревновательная деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в соответствии с которой гандболистов различают по амплуа: вратарь, полевые игроки в нападении (центральный разыгрывающий, полусредний, крайний, линейный) и в обороне (центральный, полусредний, крайний, передний защитник).
Для осуществления соревновательной деятельности гандболисту необходимы вполне определенные способности и умения.
Для освоения приемов техники и тактических действий гандболисту необходима специальная физическая подготовка. Высокая скорость передвижения без мяча и с мячом в процессе игры, прыжки, мощные броски, движения с широкой амплитудой, длительный интенсивный бег требуют наличия всех физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.
В игровой деятельности гандболиста проявление силы носит динамический характер, и часто требуется применить как скоростную силу (бросок мяча, передача мяча, задержание мяча рукой и пр.), так и взрывную силу (прыжок, рывок). Кроме того, проявлять силу в игре приходится неоднократно. Поэтому силовая выносливость в подготовленности гандболиста играет не последнюю роль.
Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимально короткий отрезок времени. Компонентами быстроты и скоростных способностей являются:
1) быстрота простой и сложной реакции, измеряемая латентным временем реагирования;
2) быстрота отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением; 3) быстрота, проявляемая в темпе (частоте) движений, измеряемая числом в единицу времени, которую чаще называют просто скоростью игрока,
Игра в гандбол требует максимальных проявлений всех компонентов скоростных способностей. Характерными для игровой деятельности являются реакции с выбором и реакции на движущийся предмет, неоднократные стартовые ускорения со сменой направления за мячом, за соперником, замена одних приемов и действий другими.
Резкие, с широким размахом движения гандболиста требуют внимательного отношения к воспитанию гибкости. Недостаточная гибкость ограничивает свободу движений, быстроту, точность, приводит к излишнему напряжению и травмам. Гандболисту необходима определенная гибкость для овладения приемами техники. При этом для достижения высокого мастерства игроку в поле нужна особая гибкость руки, а вратарю особая гибкость ног.
Ловкость гандболиста проявляется в способности своевременно и эффективно выполнять сложные приемы игры во внезапно меняющейся ситуации.
Важную роль в осуществлении соревновательной деятельности играют психические качества и свойства личности гандболиста. Особое место отводится процессам приема, переработки, хранения и передачи информации.
Для правильного решения тактических задач игроки должны располагать оптимальной информацией о расположении партнеров на площадке, месте нахождения мяча, возможном противодействии противника, сигналах тренера и партнеров и др.
Особое значение при этом имеют характеристики зрительного восприятия и прежде всего глубинного зрения (глазомера) и объема зрения (периферического зрения). Если первое связано с дистанционно-динамическими особенностями восприятия движущегося объекта, со способностью оценить расстояние до летящего мяча, до движущегося партнера, то второе - с их местонахождением в игровом пространстве.
Игроку в нападении надо видеть партнеров, с которыми он взаимодействует, а также защитников и вратаря соперников. При выполнении защитных действий спортсмен обязан держать в поле зрения своего подопечного игрока и игрока, владеющего мячом, а также не забывать о страховке партнера. Как правило, игрок, владеющий мячом, сосредоточив внимание на основном в данный момент объекте, других гандболистов контролирует периферическим зрением.
Специфические особенности деятельности формируют у гандболиста комплексное восприятие, в основе которого лежит тонкая дифференцировка раздражителей, поступающих от различных анализаторов: мышечно-двигательного, вестибулярного, зрительного, слухового, тактильного. К специализированным восприятиям относят «чувство мяча», «чувство ворот», «чувство площадки» и др. Такое специализированное восприятие доступно игрокам высокого класса.
Для успешного совершенствования технико-тактического мастерства огромное значение имеют мнемонические свойства памяти спортсмена. Это - объем памяти, скорость запоминания, прочность сохранения полученной информации и точность ее воспроизводства в нужный момент. Мнемонические умения гандболиста связаны с функционированием двух типов памяти: долгосрочной и опе-
ративной. В деятельности гандболиста особое место занимает последняя. Оперативная память используется непосредственно для сохранения воспринятой информации в течение очень короткого времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации из долгосрочной. Ведь гандболисту приходится запоминать множество схем тактических действий в тренировке. Во время соревнований он неожиданно находит интересные решения игровых задач, которые его память обязана сохранить и воспроизвести в нужный момент.
При возрастании интенсивности игровых действий, при взаимодействии в условиях дефицита времени очень важны психические функции, которые обеспечивают переработку информации, прогнозирование дальнейшего хода ситуации. Прежде всего, это оперативное мышление, которое имеет непосредственное отношение к переработке информации. Тактические решения - это плод оперативной мыслительной деятельности. В ситуации выбора игрок мгновенно перебирает несколько вариантов и применяет тот, который более всего, по его мнению, согласуется с данной обстановкой. В основном гандболисты выбирают вариант из числа известных и ранее изученных, однако оперативное мышление включает в себя и элементы творческого мышления.
К профессионально значимым свойствам личности гандболиста относят интенсивность и концентрацию внимания, его устойчивость и быстроту переключения. Особенно большие требования гандбол предъявляет к вниманию вратаря. Броски мастеров этой игры отличаются неожиданностью и стремительной скоростью (до 100 км/ч) полета мяча. Мяч, по данным Е. И.Ивахина, летит до ворот с расстояния 6 м всего 0,31 с. Чтобы среагировать на бросок нападающего, вратарь должен следить за мячом непрерывно на протяжении всей атаки противника. Но время, требуемое для задержания мяча вратарем, составляет примерно 0,8 с. Сравнение времени полета мяча до ворот и времени выполнения приема вратарем показывает необходимость прогнозировать направление полета мяча, чтобы его отразить.
Большое расхождение наблюдается и в количестве передач. Центральный разыгрывающий и полусредний передают мяч в 2-3 раза чаще, чем крайний, и в 6-8 раз чаще, чем линейный. На центральных позициях в обороне защитники выполняют от 50 до 120 рывков, разрушая согласованные действия нападающих (рис. 117).
Данные, полученные на чемпионатах мира, Олимпийских играх с участием сборной команды страны, характеризуются как показатели мастеров спорта международного класса (МСМК); данные, полученные на первенстве страны высшей лиги, - как показатели мастеров спорта (МС); результаты, зарегистрированные на первенстве страны среди старших юношей, - как показатели перворазрядников. Эта градация одинакова для мужчин и женщин. Таблица 6 демонстрирует показатели двигательной деятельности команд разного пола и квалификации.
С увеличением квалификации команды возрастает интенсивность перемещения в игре. На рисунке 118 показано соотношение выполнения приемов гандболистами разного пола и квалификации.
В состав команды гандболистов входят игроки пяти амплуа. Это вратарь и игроки в поле: разыгрывающий, полусредний, линейный
и крайний. Соревновательная модель игроков этих амплуа имеет свои особенности (табл. 7).
Соревнования гандболистов проходят без остановки времени. Однако двигательная деятельность в гандболе имеет прерывистый характер. С помощью хронометража выявлены активные и пассивные фазы в деятельности отдельных игроков.
В играх с равным противником пассивные фазы короче, чем во встречах со слабым, активные почти не меняются.
Во всех играх активные фазы до 5 с встречаются наиболее часто и составляют 40-65% общей величины фаз. Фазы длительностью от 5 до 10 с составляют 25-35%, а длительностью от 10 до 15 с- 10-20%.
Пассивные фазы длительностью до 5 с составляют 40-50%, от 5 до 10 с-12-31%, а от 10 до 15 с-5-17%.
Таким образом, двигательная деятельность гандболистов и гандболисток представляет собой чередование работы и отдыха в пределах 5-20 с и может быть охарактеризована как интервальная работа.
Это очень важный фактор соревновательной деятельности гандболистов. Зная чередование интервалов работы и отдыха в игре, можно создавать упражнения, по направленности и нагрузке моделирующие соревновательную деятельность.
Важный показатель функционального состояния организма -сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является важнейшим кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Величину соревновательной нагрузки можно определить по ЧСС во время игры и в период восстановления после встречи (рис. 119). Начинают встречу спортсмены при ЧСС 130-150 уд./мин. Уже к третьей минуте сердце игрока сокращается 174-186 раз в 1 мин, что свидетельствует об активном включении в игру. Максимальные значения ЧСС наблюдаются у игрока после нескольких ускорений и при единоборстве с нападающим, владеющим мячом.
Средняя частота пульса в игре гандболистов не превышает 182 уд./мин. На величину пульса в игре у женщин и мужчин влияют значимость соревнований, непосредственный ход матча. При этом динамика ЧСС в играх с равным и слабым противником имеет существенные различия. В игре со слабым противником наблюдаются значительные колебания пульса, а в игре с равным противником режим работы сердца гандболиста ничем не отличается от работы лыжника на дистанции (рис. 120).
Пульсовая сумма за игру 60 мин у гандболистов и гандболисток составляет 10920-9600 ударов как у мастеров спорта, так и у перворазрядников.
Восстановительный период у гандболистов и гандболисток происходит по одинаковой схеме с индивидуальными различиями соответственно тренированности спортсмена.
В перерыве между таймами, при замене или удалении игрока с поля ЧСС в первые две минуты снижается до 120-115 уд./мин, а к пятой минуте стабилизируется на уровне 84-96 уд./мин, постепенно снижаясь до исходных величин.
Пульсовая сумма восстановления за 10 мин после окончания работы находится в пределах 1160-1310 ударов, а за 30 мин после игры сердце гандболиста сокращается около 3170-3520 раз. Такая большая пульсовая задолженность свидетельствует о том, что соревновательная деятельность гандболистов протекает не только при околопредельных значениях потребления кислорода, но и при высокой мобилизации анаэробных источников энергии. Кислородный запрос не удовлетворяется в процессе деятельности. Игра протекает в аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения.
Если говорить о сравнительных данных с другими видами спорта, картина выглядит следующим образом (табл. 8).
Установлено, что спортсмены более высокой квалификации больше передвигаются, применяют больше приемов за время игры. Чем же обеспечивается это превосходство? Оказывается, у взрослых гандболистов отмечаются более высокие показатели максимального потребления кислорода игроков всех амплуа как у женщин, так и у мужчин. Спортсмены с более выраженными аэробными возможностями совершают в игре и более объемную работу. При одинаковом значении пульса в игре энергозатраты гандболистов выше, чем у гандболисток.
Выраженных различий по величине физиологических сдвигов не обнаружено во время игры у гандболистов различного игрового амплуа. Это свидетельствует о том, что в современном гандболе игрокам всех амплуа предъявляются одинаково высокие требования в отношении функциональной подготовленности.
Соревновательная деятельность вратаря
Соревновательная деятельность вратаря складывается из технико-тактических действий в основном во вратарской зоне. Он выполняет защиту, задерживая мяч, и организует атаку, передавая мяч полевым игрокам. За игру вратари команд выполняют 50-70 приемов защиты. Каждое защитное действие вратаря имеет свою структуру временных, пространственных и силовых параметров. Они существенно отличаются от тех, которыми пользуются игроки других амплуа. Если полевой игрок может выбрать несколько вариантов способов броска, несколько направлений полета мяча в одной и той же ситуации взятия ворот, то вратарь такой возможности не имеет.
Чтобы не пропустить мяч в ворота, вратарь должен выбрать единственно правильный прием его задержания в данной ситуации, выполнить его с необходимой скоростью, точностью и силой. Игра вратаря - это быстрые одиночные движения. Все они требуют проявления скоростно-силовых качеств, носят взрывной характер. Повторяются эти приемы через 20-45 с.
Несмотря на большие паузы между физической работой при выполнении движения в короткий промежуток времени не более одной секунды, ЧСС у вратаря в играх с сильным противником колеблется в пределах 144-176 уд./мин. Причем наивысшие значения пульса наблюдаются в моменты эмоциональных напряжений. В играх со слабым противником ЧСС вратаря не превышает 120-162 уд./мин. Пульсовая сумма работы вратаря 8000-9600 ударов. Средняя частота пульса в игре у вратарей бывает 168 уд./мин. Такой высокий пульс говорит о значительном напряжении спортсмена.
Готовясь к отражению атаки, вратарь принимает определенную стойку, напрягает мышцы, передвигается в воротах. Это также требует затраты энергии. Но, скорее всего, у вратаря значительная часть нагрузки создается за счет эмоционального возбуждения, при котором проходит игра.
Игра требует определенного энергообеспечения. За игровой период спортсмен теряет 2-4 кг. Интенсивная деятельность предъявляет высокие требования к анаэробным источникам, а продолжительная (в течение часа) работа требует высокой аэробной производительности. Энерготраты в игре гандболистов разного пола и квалификации имеют различия (табл. 9).
Схема структуры подготовки гандболиста
Всю систему подготовки гандболиста по особенностям требований к деятельности специалиста можно разделить на три подсистемы: подготовку гандболистов высших разрядов, подготовку резервов и подготовку в массовых формах спортивной работы. Основной целью в работе с гандболистами высших разрядов является достижение высшего спортивного мастерства до уровня мировых моделей для конкурентной способности сборных команд на международных соревнованиях. Подготовка резервов полностью ориентирована на спорт высших достижений и предусматривает поэтапное достижение юными гандболистами высот мастерства в соответствии с возрастными требованиями. Эта подготовка проходит в тесной взаимосвязи с учебными заведениями. Массовый охват населения осуществляется через обязательные занятия в учебных заведениях, при прохождении службы в Вооруженных силах страны, в занятиях по месту жительства самостоятельно и в платных группах.
Программа курса гандбола предусматривает последовательное изучение техники и тактики гандбола. Студенты изучают историю, теорию и методику обучения гандболу, практически овладевают
Соревновательной деятельности
Тренировочных
нагрузок
Состояния
гандболиста
Общее
Стиля поведения в соревнованиях
Календарные
Вспомогательные
Компоненты
тренировки
Принципы
Средства и методы
Построение
Педагогические
средства
Медико-
биологические
Психологические
техникой, тактикой, знаниями, умениями и навыками для самостоятельной организационной, тренерско-педагогической, научной и воспитательной работы.
Основные понятия
В практике подготовки гандболистов и методической литературе пока не достигнуто единство в трактовке основных понятий и терминов. Даже назывался этот вид спорта до недавнего времени по-разному. И все же приведем здесь толкование основных понятий. Гандбол - командная спортивная игра (название «ручной мяч» окончательно упразднено постановлением Федерации СССР в 1991 г.). Гандболист - спортсмен, занимающийся гандболом. Соревновательная деятельность гандболистов - игровая деятельность в условиях соревнований.
Игровая деятельность гандболистов - управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная на достижение победы в условиях специфического противоборства при соблюдении установленных правил.
Техника игры - совокупность рациональных целенаправленных движений, состоящих из отдельных приемов, необходимых для ведения игры.
Прием игры - двигательные действия, сходные по целевому признаку, направленные на решение примерно одной игровой задачи (бросок для взятия ворот, задержание мяча для защиты ворот и др.). Техника выполнения приема - это система элементов движения, позволяющая наиболее рационально решать конкретную двигательную задачу.
Классификация техники - это распределение всех приемов и способов их выполнения по разделам и группам на основе сходных признаков.
Тактика игры - согласованные, целесообразные действия игроков команды в борьбе с противником, направленные на достижение победы.
Индивидуальные тактические действия - самостоятельные действия игрока, направленные на решение поставленных перед командой задач, осуществляемых им без непосредственной помощи партнеров.
Групповые действия - взаимодействие двух или трех игроков, выполняющих часть командной задачи.
Командные действия - взаимодействие всех игроков команды, направленное на решение общекомандной тактической задачи.
Спортивная подготовка - многофакторный процесс, охватывающий тренировку гандболистов, участие в соревнованиях, научно-методическое и материально-техническое обеспечение тренировки и соревнований, обеспечивающий условия для сочетания занятий спортом и режимом жизни.
Тренировка - составная часть спортивной подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств.
Тренировочная деятельность - совместная деятельность тренера и гандболиста для достижения целей тренировки.
Физические качества - отдельные качественные проявления физических способностей: сила, быстрота, выносливость, ловкость.
Техника игры ГАНДБОЛ
По характеру игровой деятельности технику делят на два больших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. По направленности деятельности в каждом из разделов можно выделить разделы «Техника нападения» и «Техника защиты». В технике нападения выделяют группы перемещения и владения мячом, а в технике защиты - перемещения и противодействия владению мячом. Каждая из групп включает приемы игры, которые, в свою очередь, выполняются несколькими способами. В характеристику способов выполнения приема входят следующие признаки:
1) одну или две конечности игрок использует при выполнении приема;
2) положение кисти с мячом относительно плечевого сустава (сверху, сбоку, снизу);
3) способ разгона мяча (толчком, хлестом, ударом).
Способы выполнения приема имеют разновидности, т.е. некоторые особенности в деталях системы движения. Еще более многообразной делают технику условия выполнения приема, в характеристику которых входят расстояние, отношение к опоре, направление, способ разгона и пр.
В каждом приеме игры можно выделить фазы: подготовительную, основную и заключительную. Они отличаются конкретными особенностями элементов движений и частными двигательными задачами.
В подготовительной фазе движения спортсмен обеспечивает оптимальное исходное положение для реализации основной двигательной задачи.
В основной фазе приема осуществляется главная двигательная задача. Заключительная фаза обеспечивает игроку готовность к дальнейшему участию в игре.
Каждая фаза содержит несколько элементов - суставных движений. Все элементы при выполнении приема взаимосвязаны, поэтому для изменения результата иногда достаточно изменить определенный элемент в начале двигательного действия.
Взаимное расположение звеньев тела в момент смены фаз называется граничной позой. Граничные позы служат ориентиром для контроля за техникой выполнения приема.
Техника нападения
В процессе игры в нападении гандболист применяет определенные приемы (рис. 122). Участие в игре обязывает спортсмена быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча. Эта готовность отражается в позе игрока, которую принято называть стойкой. Основная стойка гандболиста - это положение на слегка согнутых ногах, руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом для ловли мяча, спина прямая, плечи расслаблены. Этой стойкой пользуются игроки, разыгрывая мяч. Стойка вратаря отличается тем, что руки вытянуты в сторону мяча, спина круглая, ноги значительно согнуты.
Перемещения. Для перемещения по площадке гандболист использует ходьбу, бег, прыжки. С помощью этих приемов игрок освобождается от опеки защитников, выбирает место для взаимодействия с партнерами.
Ходьба обычная и приставными шагами применяется гандболистом для смены позиции. Передвигаются игроки спиной, лицом и боком вперед.
Техника нападения
Бег - основное средство перемещения игрока. Применяется бег на носках и на полной ступне. Бег на носках позволяет, сделав рывок, достигнуть максимальной скорости передвижения. Создать устойчивое положение позволяет бег на полной ступне. Для выполнения приемов с мячом необходимо усвоить такой бег, когда руки совершают движения независимо от темпа и ритма работы ног.
В 1928 г. в Амстердаме была создана Международная любительская федерация гандбола (ИАГФ). Вначале она объединяла всего 11 стран, через два года в нее уже входило 20. Сейчас Международная федерация гандбола (ИГФ) насчитывает более 100 членов.
В 1936 г. гандбол был включен в число олимпийских видов спорта. В дни первого олимпийского турнира состоялся IV конгресс Международной федерации, который наметил проведение в 1938 г. в Германии первенств мира среди мужских команд по гандболу 7x7 и 11x11. Оба чемпионата выиграли немецкие спортсмены.
Война надолго приостановила развитие мирового спорта. Гандбол не был исключением. Прекратила свое существование и любительская федерация.
Новый подъем в развитии игры начался в послевоенные годы с создания в 1946 г. новой Международной федерации гандбола -ИГФ. Учредительный конгресс этой федерации внес изменения в правила игры и наметил проведение первенства мира для мужских команд по гандболу 11 х 11. В первенстве мира 1948 г. во Франции участвовало 12 команд, победителем стала команда Швеции.
В истории развития игры можно выделить несколько этапов: 1898-1941 гг. - зарождение, распространение и становление игры, 1946-1957 гг. - преимущественное развитие игры 11x11, 1&57-1972 гг. - распространение игры 7 х 7, с 1972 г. - современный этап широкой популярности игры во всем мире.
Значительное влияние на развитие игры оказывают правила игры, инвентарь и покрытия площадок (табл. 10).
Чтобы повысить темп игры. Федерация гандбола СССР решилась на смелый эксперимент, введя в 1975 г. во всесоюзные правила пункт о «45 секундах». Все внутренние соревнования стали проводиться с учетом этого правила, что и явилось одной из причин резкого подъема мастерства советских гандболистов и побед на международных соревнованиях.
Однако ускорение темпа привело к обеднению тактики команд. Новое поколение игроков перестало удовлетворять запросам мировых стандартов. И правило «45 секунд», ограничивающее время атаки, было отменено в 1986 г. сначала на соревнованиях детей, а потом и взрослых гандболистов.
Одним из факторов успеха современной команды является активная защита с далеким до 9-метровой линии выходом вперед и опекой нападающих противника с целью перехватить мяч при передаче. Без такой защиты команда не может рассчитывать на успех.
Вести активную защиту, плотно опекая игроков и не допуская ошибок, -дело сложное. В 1982 г. в международные правила были введены пункты, ужесточающие борьбу с любым проявлением грубости в игре. Это стимулировало мастерство защитников и нападающих, которым запрещено расталкивать обороняющихся в стремлении ближе подойти к воротам.
Для изменения направления бега гандболист выставляет ногу, разноименную направлению поворота, слегка повернутую стопой внутрь. Отталкиваясь от опоры стопой, он делает поворот.
Препятствия, неожиданно возникшие на пути, игрок преодолевает, передвигаясь зигзагом. Для этого перед препятствием гандболист делает шаг в сторону, а затем продолжает бег в первоначальном направлении. Если на пути нападающего встал защитник, который среагировал на этот шаг, то нападающий тут же возвращается в исходное положение и продолжает бег (рис. 123).
Остановка. В связи с постоянно меняющейся ситуацией на площадке гандболисту приходится внезапно останавливаться. Остановка производится торможением одной и двумя ногами.
Для торможения одной ногой гандболист резко наклоняет туловище назад, стопоряще выставляет ногу вперед стопой, развернутой внутрь, и, поворачиваясь боком к направлению движения, другую ногу сильно сгибает.
Торможению двумя ногами предшествует прыжок. Он нужен для того, чтобы обе ноги резко вывести вперед и, натолкнувшись таким образом на опору, погасить продвижение вперед. Туловище наклоняется назад, в воздухе производится поворот на 45-90°. При приземлении необходимо сильно согнуть ноги, чтобы обеспечить себе возможность продолжить бег в любом направлении.
Прыжки применяются гандболистом при ловле высоко и далеко летящих мячей, при передаче мяча, броске в ворота. Осуществить прыжок можно, отталкиваясь одной или двумя ногами. Отталкивание двумя ногами производится с места, а одной - с разбега. Приземление при всех способах должно быть мягким, без потери равновесия, что достигается амортизирующим движением расставленных ног.
Владение мячом
Ловля - это прием, который обеспечивает возможность овладеть мячом и осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля производится одной и двумя руками. Выбор способа ловли диктуется особенностью траектории полета мяча и положением игрока по отношению к мячу.
Ловля двумя руками. Для того чтобы овладеть мячом, летящим на среднем уровне (на грудь), гандболист должен вытянуть руки навстречу мячу, кисти не напрягать и чуть развернуть ладони книзу, пальцы свободно расставить. Отведенные большие пальцы должны почти соприкасаться, а указательные - быть параллельны. Как только мяч приблизится на необходимое расстояние, ладони сближаются и пальцы охватывают мяч (рис. 124). Руки надо согнуть для амортизации скорости полета мяча. При ловле высоко летящих мячей и мячей с отскока большие пальцы кистей нужно сблизить больше, чем при ловле прямых. А при ловле низко летящих и катящихся мячей ладони надо развернуть навстречу мячу так, чтобы мизинцы почти соприкасались.
Мяч можно ловить спереди и сбоку. Для того чтобы поймать мяч спереди, нужно повернуться к нему грудью. При этом обе руки следует вытягивать.
При всех способах ловли необходимо:
1) смотреть на мяч, пока захватываешь его руками;
2) по возможности делать встречное движение к мячу;
3) вытягивать руки навстречу мячу;
4) кисти рук и пальцы держать расслабленно до соприкосновения с мячом;
5) захватывать мяч пальцами;
6) после захвата мяча сгибать руки в локтях (амортизировать удар);
7) поймав мяч, быть готовым укрыть его от близко находящегося соперника.
Передача мяча. Это основной прием, обеспечивающий взаимодействия партнеров. В гандболе передачи производятся одной рукой с места и с разбега (рис. 125, 126).
Ведение мяча - это прием, позволяющий игроку передвигаться с мячом по площадке в любом направлении и на любое расстояние, владеть мячом, пока это необходимо, обыгрывать защитника.
Ведение бывает одноударное и многоударное. Одноударное ведение выполняется следующим образом. Поймав мяч, игрок делает с ним три шага, затем ударяет им в площадку. Поймав отскочивший мяч, гандболист снова может выполнить три шага с мячом в руках перед тем, как отдать его партнеру, или бросить в ворота.
При многоударном ведении необходимо соблюдать следующие правила:
1) передвигаться на полной ступне на слегка согнутых ногах;
2) толчок мяча производить пальцами;
3) не закрепощать кисть при соприкосновении с мячом;
4) производить толчок мяча вперед в соответствии со скоростью передвижения;
5) производить толчок с таким расчетом, чтобы мяч отскакивал не выше пояса;
6) контролировать мяч периферическим зрением.
Бросок - это прием, позволяющий забросить мяч в ворота. С его помощью достигается результат игры. Все остальные приемы направлены на создание условий броска. Основная'фаза броска включает движения, сообщающие мячу скорость и направление полета. Применяются три способа разгона мяча: хлестом, толчком и ударом при броске гандболист может послать мяч непосредственно в ворота или в площадку вратарской зоны с тем, чтобы с отскока
он попал в ворота. Рис ,26 Кистевая псредача
мяча за спиной